Previous Entry Share Next Entry
Противолодочные самолеты P-3 и P-8
borisvolhonin
Оригинал взят у toomth в Противолодочные самолеты P-3 и P-8
Оригинал взят у dron_sd в Противолодочные самолеты P-3 и P-8
В течение нескольких дней мне довелось наблюдать два противолодочных самолета. Один из них P-3C "Orion". А второй P-8I "Neptune". P-8I – это экспортная модификация самолета P-8A "Poseidon", разработанная специально для ВМФ Индии. Он должен заменить находящийся сейчас на вооружении Ту-142МЭ, производство которого велось в Таганроге. Сам же самолет P-8A создавался для замены уже устаревшего P-3 "Orion" в рядах ВМФ США.
1.
P-8I Neptune

В моих рассказах все чаще звучит слово "случайно". Так оно было и в этот раз. Выйдя с работы, я заметил, что к аэродрому Paine Field подходит некий самолет, за которым тянется длинный черный след от двигателей. На мгновение в голове мелькнула мысль - Ан-12. Честно говоря, я уже не удивился бы этому после встречи на этом аэродроме “Руслана”, Як-18 и МиГ-29. Но это оказался не он. Как только он развернулся, низкорасположенное крыло подсказало мне, что это может быть противолодочный самолет P-3 "Orion". Так оно и оказалось. Быстро приехав к полосе, я увидел как этот винтовой самолет только что приземлился, развернулся и опять готовится к вылету. Я был очень этому рад, поскольку, конечно, хотел снять его в полете.
2.
P-3 Orion

3.
P-3 Orion

4.
P-3 Orion

5.
P-3 Orion

В итоге я не просто насладился взлетом этого самолета. Все было намного интереснее. Начав разбег, он вдруг прервал взлет и быстро остановился. Затем развернулся и вернулся обратно.
6.
P-3 Orion

После очередного разворота и разбега он поднялся в небо, оставляя за собой четыре черные полосы выхлопа.
7.
P-3 Orion

Дальше действия были похожи на авиашоу. Он выполнял круг вокруг аэродрома, заходил на полосу и то проходил над ней на небольшой высоте, то касался самого начала полосы и снова взмывал вверх, то садился в центре полосы и снова взлетал в самом ее конце. Круг за кругом я фотографировал его.
8.
P-3 Orion

9.
P-3 Orion

10.
P-3 Orion

Насладившись вдоволь, я решил сменить точку съемки и попробовать поснимать с нового места, которое недавно открыл для себя. Сев в машину я поехал к другому торцу ВПП. За это время P-3 сделал еще два круга над аэродромом. Прибыв на место и немного подождав, я наконец-то снял его взлет “с носа”.
11.
P-3 Orion

В момент уборки носовой стойки шасси, фары на ней продолжают работать, освещая нишу.
12.
P-3 Orion

P-3 “Orion” – это береговой патрульный противолодочный самолет компании Lockheed, спроектированный на базе пассажирского турбовинтового самолета L-188 “Electra” в конце 50-х годов. Он предназначен для обнаружения, целеуказания и уничтожения подводных лодок вероятного противника, а так же патрулирования береговых зон и ведения разведки. С самолета, который я фотографировал, были стерты все опознавательные знаки принадлежности его к какой-либо эскадрильи. Но по бортовому номеру “161127” под горизонтальным оперением легко установить, что это самолет P-3C, который принадлежал бывшей патрульной эскадрильи VP-92, базирующейся на военно-морской базе США возле города Brunswick в штате Мэн. В отличие от других модификаций, этот самолет имеет полностью обновленный поисково-прицельный комплекс. Он стал первым в мире противолодочным самолетом с централизованным компьютером обработки информации от поисковой и навигационной систем.

Одной из главных отличительных особенностей этого самолета, которая бросается в глаза, является длинный хвост. Там расположен детектор магнитных аномалий. Другими словами, устройство, предназначенное для поиска возмущений в магнитном поле Земли. Этот метод применяется для поиска подводных лодок, которые искажают магнитное поле вокруг себя.
13.
P-3 Orion

Под фюзеляжем находятся 48 пусковых установок радиогидроакустических буев. А так же бомболюк в носовой части фюзеляжа перед центропланом.
14.
P-3 Orion

Несмотря на то, что самолет разработан компанией Lockheed Martin, наиболее совершенной модификацией самолета P-3 “Orion” является вариант, разрабатывавшийся с 1987-го компанией Boeing. Возможности его радиоэлектронного оборудования по обнаружению малошумных подводных лодок возросли в несколько раз.
15.
P-3 Orion

Впервые я встретился с этим самолетом в Жуковском на авиашоу МАКС 2011. Я снимал его посадку, а потом общался с экипажем.
16.
P-3 "Orion"

Вот такое получилось знакомство с турбовинтовым представителем противолодочной авиации иностранного государства.

Спустя всего три дня я познакомился с турбореактивным представителем того же вида. Я направлялся в музей “Museum of Flight”, расположенный в Сиэтле. Целью был магазин сувениров на территории музея. Но я не сразу попал в этот магазин. Рядом с музеем находится военная зона с очень интересными самолетами. Такими как E-3 “Sentry” и другими самолетами специального назначения. Фотографировать их очень сложно. Ограда и аэродромные постройки мешают сделать хороший снимок. Вот и в этот раз, проезжая мимо и видя хвост военного самолета с опознавательными знаками Индии, я вздохнул с мыслью: “Вот бы его как-нибудь сфоткать”. Я повернул на парковку музея и не поверил своим глазам. Прямо на парковке, огороженный небольшой оградой стоял такой же самолет, что я только что видел за забором. Это был P-8I “Neptune”. Я поставил машину недалеко от него. Боясь, что его нельзя фотографировать, я сделал это еще когда парковался. Шел дождь. Выйдя из машины, я подошел с фотоаппаратом к ограждению и перекинулся парой фраз с дежурившим возле самолета парнем. Он сказал, что если я хочу посмотреть самолет поближе я могу пройти за ограждения. Я спросил могу ли я его пофотографировать. Он ответил да. Я не верил тому, что происходит. Далее я с особым пристрастием фотографировал почти каждую антенну и надпись на самолете. А антенн на нем очень много. Особенно это заметно на этом снимке, где верх фюзеляжа похож на спину динозавра. Антенны, расположенные сверху, это антенны дециметровых волн (UHF), ультракоротких волн (VHF) а также антенна системы радиолокационного опознавания “свой-чужой” (IFF).
17.
P-8I Neptune

Самолет P-8I “Neptune” создавался специально для ВМФ Индии. Он является модификацией самолета P-8A “Poseidon”, который был создан компанией Boeing согласно контракту с ВМФ США от 2004 года о создании и постройки многоцелевого морского самолета нового поколения по программе MMA (Multi-mission Maritime Aricraft). За его основу был взят гражданский самолет Boeing 737-800. Однако, для выполнения более агрессивных маневров, на самолет устанавливается усиленное крыло от модификации Boeing 737-900.
18.
P-8I Neptune

Конечно, P-8 очень сильно отличается от своего гражданского собрата. Были проведены меры по усилению фюзеляжа, крыла и оперения для выполнения самолетом более сложных маневров и всепогодных миссий. А в комплекс бортового оборудования включено множество специальных систем.
19.
P-8I Neptune

На самолете была установлена система дозаправки в воздухе. Приемное отверстие расположено наверху фюзеляжа прямо за кабиной пилотов. В систему управления также были внесены изменения. Так например в кабине имеется выключатель, который активирует режим ASW (Anti-Submarine Warfare) – противолодочный режим полета, при котором самолет способен совершать маневры с креном 45°, в отличие от принятых на обычных самолетах семейства 737 - 28°. Так же для удобства работы экипажа были упразднены некоторые системы. Например, экипаж может отключить систему предупреждения о полете на высоте ниже 1000 футов (305 метров) с убранными шасси и закрылками.
20.
P-8I Neptune

Индийский вариант P-8 был специально адаптирован под требования ВМФ Индии. Он включает в себя ряд систем, разработанных и произведенных в этой стране. С левого борта на самолете написано Военно-морской флот на английском языке – NAVY.
21.
P-8I Neptune

А справа тоже самое на Хинди – नौसेना.
22.
P-8I Neptune

Крыло самолета имеет законцовки в стиле Boeing 767-400ER вместо стандартных винглетов, которые ставятся на гражданские самолеты 737.
23.
P-8I Neptune

На крыле, вертикальном и горизонтальном оперении используется новая электромеханическая антиобледенительная система - Electro-Mechanical Expulsion De-icing Systems (EMEDS). Принцип основан на вибрации передней кромки из нержавеющей стали. Вибрация осуществляется с помощью электроприводов, установленных в передней кромке крыла и оперения и происходит с достаточной силой, чтобы удалять лед толщиной от 1,5 мм. Данная технология используется на некоторых бизнесс-джетах, а также на беспилотном самолете “Global Hawk”.
24.
P-8I Neptune

Еще одной отличительной особенностью гражданского самолета от военного является наличие узлов подвески вооружения под крылом самолета. Носок каждого пилона также оборудован электромеханической антиобледенительной системой - EMEDS. На 4 точки подвески можно закрепить противокорабельные ракеты воздушного базирования AGM-84L “Harpoon Block II”.
25.
P-8I Neptune

В качестве силовой установки на самолете используется два турбовентиляторных двигателя CFM56-7B с тягой на взлете 12380 кгс.
26.
P-8I Neptune

Из-за большого электропотребления на самолете необходим более мощный источник энергии. В связи с этим на каждом двигателе установлен генератор мощностью 180 кВА. Для сравнения, на регулярных самолетах 737-800 используются генераторы мощностью 90 кВА. Из-за немного больших размеров нового генератора, на корпусе двигателя с одной стороны имеется выступ.
27.
P-8I Neptune

Кроме этого на двигателе усилена коробка приводов, электропроводка, а так же проведены меры по усилению пилона.
28.
P-8I Neptune

29.
P-8I Neptune

30.
P-8I Neptune

31.
P-8I Neptune

На капоте двигателя имеется стандартная надпись, обозначающая зоны безопасности вокруг работающего двигателя во время технического обслуживания. Опасной зоной является пространство перед двигателем на расстоянии до 4,2м от воздухозаборника.
32.
P-8I Neptune

И на расстоянии 4,2 метра от него на фюзеляже самолета нанесена полоса, обозначающая эту зону безопасности. На ней написано “Опасно! Риск проглатывания”.
33.
P-8I Neptune

Ну и конечно, одним из самых больших отличий этого самолета от гражданского является наличие бомболюка в хвостовой части фюзеляжа.
34.
P-8I Neptune

На 5 точек подвески могут устанавливаться малогабаритные 324-мм противолодочные торпеды Mark 54, а так же глубинные бомбы.
35.
P-8I Neptune

За бомболюком расположены отверстия для запуска радиогидроакустический буев.
36.
P-8I Neptune

Хвостовая часть фюзеляжа сильно отличается от регулярных самолетов 737. Единственно, что осталось неизменным, это сопло ВСУ и расположенный над ним воздухозаборник для охлаждения масленого радиатора вспомогательной силовой установки.
37.
P-8I Neptune

38.
P-8I Neptune

Снизу хвостовой части смонтирована “пятка”, предохраняющая хвост от повреждений при взлете и посадке с большим углом тангажа.
39.
P-8I Neptune

Она установлена рядом с дверью доступа к ВСУ и ее обтекатель частично залазит на дверь.
40.
P-8I Neptune

41.
P-8I Neptune

Одним из основных отличительных компонентов самолета P-8I от P-8A является наличие детектора магнитных аномалий (MAD) - AN/ASQ-508A компании CAE. Он расположен в длинном белом обтекателе в самом хвосте самолета. Как и на P-3 “Orion”, он используется для поиска подводных лодок под водой путем улавливания искажений магнитного поля вокруг них.
42.
P-8I Neptune

Ну и огромный интерес вызывает блок, установленный под хвостовой частью самолета. Это система ESM (Electronic Support Measures) - система для обнаружения, идентификации и определения местонахождения сигналов облучающих радаров. Так же здесь установлены датчики системы MWS (Missile Warning System) - системы предупреждения о ракетном нападении. Это два небольших окошка, похожих на линзы фотоаппарата.
43.
P-8I Neptune

Такие же окошки расположены в обтекателях на правом и левом борту фюзеляжа. На каждом из них есть небольшая надпись “window may be hot” – окно может быть горячим, что говорит о том, что в системе используется лазер.
44.
P-8I Neptune

Прямо за нишей основных опор шасси расположен большой обтекатель, в котором находится радар, входящий в систему ESM, о которой говорилось выше. По бокам от него находятся антенны системы SPS (Sonobuoy Positioning System) – системы позиционирования и связи с радиогидроакустическими буями. Так же здесь расположена трубка слива топлива.
45.
P-8I Neptune

С другой стороны находится антенна дециметровых (UHF) и ультракоротких волн (VHF).
46.
P-8I Neptune

Шасси самолета не изменилось. На шлиц-шарнире расположен демпфер гашения колебаний, чтобы избежать эффект “шимми”.
47.
P-8I Neptune

48.
P-8I Neptune

49.
P-8I Neptune

Ну и еще одна особенность военного самолета – почти полное отсутствие иллюминаторов. Но для ведения визуального наблюдения на обеих бортах фюзеляжа имеются окна, размеры каждого из которых намного больше стандартных иллюминаторов 737.
50.
P-8I Neptune

На киле находится антенна для приема сигнала от всенаправленного азимутального радиомаяка (VHF Omnidirectional Range - VOR), а на самом конце киля в обтекателе установлена антенна спутниковой связи компании INMARSAT.
51.
P-8I Neptune

И завершает экспозицию мокрая птица )))
52.
P-8I Neptune

Самолет P-8I "Neptune" должен заменить советские противолодочные самолеты Ту-142МЭ, которые когда-то были закуплены для ВМФ Индии в количестве 8 штук. В 2009 году Индия заключила контракт с компанией Boeing на создание и постройку восьми противолодочных самолетов P-8. Первый самолет был передан заказчику 19 декабря 2012 года. Это седьмой самолет из этого заказа. Работы идут по графику, и в этом году контракт будет выполнен полностью.

Ну и в конце – компоновочные схемы самолета P-3C "Orion" и P-8A "Poseidon". Найти схему самолета P-3 было совсем не сложно. А вот со схемой самолета P-8 возникли большие проблемы. Очень сложно было отыскать ее в хорошем качестве с читаемыми номерами и текстами. Обе картинки могут разворачиваться до оригинального размера.
53.
P-3C "Orion"

54.
P-8A "Poseidon"

Вот такие дела.


?

Log in

No account? Create an account